У человека,
вошедшего в лес, частота пульса может снизиться почти на 20 ударов в
минуту, глубже и реже становятся дыхательные движения, легкие
промываются воздухом, уменьшается нервное возбуждение, человек
успокаивается.
Несмотря на такое расслабляющее действие, в
мифологии различных народов лес - одно из основных местопребываний сил,
враждебных человеку, и связан, прежде всего, с животным миром или миром
зооморфным, обитатели которого представляются в обличьях зверей.
Через лес проходит путь в мир мёртвых. В мифах
некоторых племён Океании за лесом помещается Страна Солнца. Согласно
поверьям селькупов, в лесу расположен вход в нижний мир; мир мёртвых -
это тундра, окаймлённая кедрами, или мыс, поросший кедровым лесом. Образ
непроходимого девственного леса, окружающего входы в Аид - подземное
царство мёртвых, характерен также для греческой и римской традиций.
Представление о лесе, как добром начале, отразилось в
относительно небольшом количестве мифологий, например, у пигмеев
бамбути, которые верят в таинственное лесное животное Молимо. Часто лес
выступает как местонахождение особого высшего божества, такого как Джок у
африканских племён луо или же специфических духов леса, например,
Баба-яги у славян.
Но чаще, наряду с отдельными духами леса, в
мифологии выступает основной Дух или Хозяин леса и зверей, обитающий в
долинах, богатых зверьем, или в земле возле основания стволов. Хозяину
леса подвластны хозяева отдельных лесных участков или видов дичи. Дух
леса в наиболее древней форме представлялся зооморфным, например,
огромный медведь с девятью горбами у нанайцев.
Иногда Дух леса воплощается в человека, рождающего животных, или соединяет человеческие и зооморфные черты,такой как хозяин лесных зверей Кайгусь, одновременно имеющий облик медведя и женщины, у кетов. Более поздними являются представления о Духе леса как антропоморфном существе. По мифам зейских эвенков, Дух - хозяин леса - это молодая красивая женщина, которой медведи служат вместо собак.
По поверьям тувинцев, Дух - хозяин леса даёт
охотнику ограниченное количество зверей. Считалось также, что Дух леса
любит тишину - у эвенков Сибири, шорцев и других народов Алтая во время
охоты запрещается громко говорить и смеяться. Также Дух любит слушать
сказки - у якутов, бурят, нанайцев, долганов берут на охоту сказочника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.